Утилизация АКБ

Утилизация аккумуляторов и картриджей

На законодательном уровне четко не регламентирован порядок учета списанных с баланса материальных запасов, подлежащих утилизации. Это и картриджи к принтерам, ртутные лампы, аккумуляторы, шины и т. п. Аналогичным образом вы вправе учитывать списанные, но неутилизированные бланки строгой отчетности.

Таблица 1. Сравнение вариантов учета списанных материалов для утилизации

КритерийОперативный контроль вне бухучетаУчет на забалансовом счете 02Учет на субсчете забалансового счета 02
Разработка неунифицированной первички+/—
Регламентация работы в графике документооборота+/—
Отражение операций в учете+
Контроль++

Утилизируйте имущество, если оно имеет с I по IV класс опасности. Класс опасности определите по 11-му знаку кода Федерального классификационного каталога отходов (ФККО)

Сохранить оперативный контроль вне бухгалтерского учета

Суть такого варианта состоит в том, что при выдаче материальных запасов в использование они прекращают числиться в учете. Забалансовый счет 02  не применяют. На основании ведомости выдачи материальных ценностей (ф. 0504210), акта о списании материальных запасов (ф. 0510460) в учете отражают выбытие запасов с балансовых счетов:

ДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 Х0 272) КРЕДИТ 0 105 ХХ 44Х — списан материальный запас.

Информацию о материалах, которые в дальнейшем нужно утилизировать, сохраняют в оперативном учете. Для этого разрабатывают журнал регистрации или книгу учета, а также документ о принятии имущества к утилизации – приходный ордер на утилизацию. Неунифицированные регистры и первичку вводят в график документооборота. После утилизации комиссия по поступлению и выбытию активов оформляет акт об утилизации (ф. 0510435). В графе 4 «Способ утилизации» — кто уничтожил имущество: специализированная организация. А чтобы обосновать расходы по утилизации, подшивают документы в журналы операций № 4.

Восстановить материальные запасы в учете на забалансовом счете 02

Материалы, которые больше не используются и подлежат утилизации, восстанавливают на забалансовом счете 02. Для бухгалтера этот вариант учета предпочтительнее, чем первый.

Таблица 2. Проводки, чтобы восстановить материалы для утилизации на счете 02

СодержаниеПроводкаДокумент
Выдача запасов в использованиеДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 Х0 272) КРЕДИТ 0 105 00 340Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), акт о списании материальных запасов (ф. 0510460)
Регистрация выданных ценностей в журнале для контроляЖурнал «Опись ценностей в эксплуатации, подлежащих утилизации»
Прекращение использованияУВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02Приходный ордер на утилизацию
Провести утилизациюУМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435)

Как и при оперативном контроле вне бухучета, понадобится утвердить неунифицированные формы документов: журнал регистрации или книгу учета и приходный ордер. А чтобы подтвердить утилизацию — акт об утилизации (ф. 0510435). Только в этом варианте учета приходный ордер и акт (ф. 0510435) будут одновременно первичкой для проводок по забалансовому счету 02 и документами, которые подтверждают обоснованность затрат на утилизацию.

Учитывать материалы для утилизации на субсчете

Этот вариант учета схож с предыдущим. Отличие в том, что при списании материалов с балансового учета их одновременно отражают на забалансовом счете. На отдельном субсчете забалансового счета 02 как имущество с обязательной утилизацией. Вы можете утвердить любой субсчет и его название. Главное — утвердить субсчет в учетной политике учреждения, прежде чем использовать.

Таблица 3. Проводки, чтобы отразить материалы для утилизации

СодержаниеПроводкиДокумент
Выдача запасов в использованиеДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 Х0 272) КРЕДИТ 0 105 ХХ 340 УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02.01 «Необходима утилизация после использования»Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), акт о списании материальных запасов (ф. 0510460)
Регистрация выданных ценностей в журнале для контроляЖурнал «Опись ценностей в эксплуатации, подлежащих утилизации»
Прекращение использованияУМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02.01 «Необходима утилизация после использования»Приходный ордер на утилизацию
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02.02 «Предназначен к утилизации»
Провести утилизациюУМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02.02 «Предназначен к утилизации»Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435)

+

При учете выданных в использование материалов на забалансовом счете журнал регистрации или книга учета и приходный ордер необязательны. Журнал — чтобы контролировать сроки нахождения имущества в использовании, а приходный ордер станет основанием для изменения субсчета забалансового счета — из состояния «в использовании с последующей утилизацией» в состояние «готов к утилизации».

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2023 год

Декларация по НВОС — документ, оформляемый 1 раз по итогам года. Форма декларации по НВОС, представляемой в 2024 году за 2023 год, утверждена приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043 в ред. Приказа того же ведомства от 21.09.2022 № 624.

Ставки платы за НВОС для отчета в 2023-2024 годах

Величину ставок, применяемых для расчета в 2024 году платы за НВОС за 2023 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

При заполнении декларации за 2023 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,26 (Постановление Правительства РФ от 20.03.2023 № 437). А ставка платы за НВОС по  твердым коммунальным отходам “заморожена” на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 8 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2024 году 10 марта — воскресенье. Поэтому отчитаться за 2023 год нужно не позднее предыдущего рабочего дня – 07.03.2024.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5, 6 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 в последней редакции). Представление на бумаге допускается только, если размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но здесь обязательна параллельная подача данных на электронном носителе).

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов).

Отдыхаем 8 марта 2024

8 марта 2024 года это  пятница в этом году. У работающих стандартную пятидневку будет три выходных — 8-10 марта. А у трудящихся шестидневку получается один дополнительный выходной 8 марта. 7 марта все трудимся по сокращенному предпраздничному графику на 1 час сокращенный рабочий день.

Сокращение рабочего дня действует даже для занятых неполный рабочий день или неделю согласно указаниям Минтруда. Работникам непрерывно действующих организаций и сотрудникам, занятым на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы, положена компенсация переработки. Это может быть дополнительное время отдыха или, с согласия работника, оплата по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Февраль 2024

Обзор изменений

Февраль 2024

Изменения для бухгалтера бюджетной организации

1. Закон о компенсации за задержку не начисленных работнику выплат вступил в силу

Работодатель обязан выплатить проценты, если не начислил сотруднику деньги вовремя, а суд подтвердил право на них. Компенсация та же, что и, например, при просрочке зарплаты. Положение об этом закреплено в ТК РФ с 30 января 2024 года.

Проценты рассчитывают со следующего дня после даты, когда деньги обязаны были выплатить, если бы начислили вовремя. Их размер — не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга.

Отметим, на необходимость компенсировать негативные последствия действий работодателя в такой ситуации указал КС РФ.

Документ: Федеральный закон от 30.01.2024 N 3-ФЗ

2. Статистическая отчетность: Росстат обновил указания по заполнению 1-предприятие

Уточнили круг лиц, которые не подают форму. Среди них адвокатские и нотариальные палаты, коллегии адвокатов, суды, организации с основным видом деятельности по кодам ОКВЭД2 из классов 64, 65, 66.

Изменения есть и в порядке заполнения разделов. Например, при строительстве жилых домов (при поэтапной сдаче квартир) расходы на их строительство указывают по строкам 601, 605 раздела 6. Остатки непроданных квартир учитывают по строкам 606, 607. Стоимость проданных квартир отражают по строке 507. В разделе 8 формы оборот указывают по кодам ОКВЭД2 68.10.21, 68.10.22, 68.10.23.

По строке 610 раздела 6 среди прочего не указывают материалы, которые используют для создания, модернизации, реконструкции, дооборудования, ремонта ОС и которые отразили по дебету счета 08.

Документ: Приказ Росстата от 25.01.2024 N 29

3. Нецелевые расходы при покупке комплектов оборудования: суды против изменений содержимого

Муниципальное учреждение получило субсидию на закупку и монтаж оборудования для создания “умных” спортивных площадок и приобрело комплект оборудования. Проверяющие посчитали, что был нецелевой расход средств: в комплекте шли допматериалы, которых не было в утвержденном Минспорта перечне оборудования для таких площадок. АС Дальневосточного округа с УФК не согласился.

Суд указал: отсутствие допматериалов, по мнению производителя, влияет на срок эксплуатации площадки. Кроме того, учреждение покупало комплект оборудования, в котором отдельные позиции не выделяли. ГРБС подтвердил, что спорные материалы можно купить за счет субсидии.

В другом споре 15-й ААС поддержал проверяющих. Выяснилось, что по госпрограмме учреждение должно было купить оборудование для школы креативных индустрий по типовому проекту Минкультуры. Однако приобрели оборудование, для которого в типовом проекте не было аналогов по функционалу.

Суд посчитал, что это нецелевое расходование региональной субсидии. Соблюдать типовой проект — обязанность, а не право учреждения. Оно могло устанавливать иные технические характеристики оборудования. Только это не значит, что можно было покупать оборудование, которое по функциональному назначению отличается от указанного в проекте.

Документы: Постановление АС Дальневосточного округа от 27.12.2023 по делу N А04-3489/2023; Постановление 15-го ААС от 05.12.2023 по делу N А32-1533/2023

4. Нецелевой расход: суд признал штраф законным несмотря на то, что учреждение устранило нарушение

Проверяющие оштрафовали учреждение. Среди прочего выяснилось, что директору по приказу министерства назначили премию за счет небюджетных средств. Учреждение же выплатило ее из средств субсидии на госзадание. Позже ошибку исправили, уточнив платеж и кассовые расходы. Однако проверяющие все равно сочли расходы нецелевыми.

Суд поддержал проверяющих. То, что учреждение устранило нарушения, не доказывает его невиновность и не освобождает от ответственности.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.01.2024 по делу N А32-30210/2023

5. КС РФ: несвоевременные действия налоговиков не продлевают совокупный срок принудительного взыскания

Организация оспорила конституционность положений части 1 НК РФ. Она посчитала, что нормы НК РФ позволяют налоговикам взыскивать долг без учета нарушения ими сроков контрольных мероприятий или вынесения решения по проверке. Речь шла о сроках взыскания за счет денег на счетах, иного имущества, сроках направления требования и вынесения решения по проверке.

КС РФ отказался рассматривать жалобу:

  • в НК РФ нет неопределенности, он не предполагает произвольное применение норм, в т.ч. в части сроков;
  • несоблюдение инспекцией сроков в рамках налогового контроля не изменяет порядок исчисления сроков для принудительного взыскания долгов;
  • проверяя сроки для такого взыскания, суды учитывают сроки совершения проверяющими действий в той длительности, которая установлена НК РФ. Несвоевременные действия по взысканию долгов не продлевают совокупный срок принудительного взыскания.

Документ: Определение КС РФ от 27.12.2023 N 3537-О

6. Кассация согласилась снизить штраф за нецелевое использование средств ОМС в 10 раз

АС Восточно-Сибирского округа поддержал вывод апелляции: медучреждению можно снизить штраф за нецелевой расход средств ОМС несмотря на то, что норма о размере санкции императивная. Суды посчитали смягчающими такие обстоятельства, как:

  • социальный характер деятельности учреждения;
  • принятие им мер по возврату денег, использованных не по целевому назначению;
  • недоказанность особых обстоятельств и убытков у фонда;
  • отсутствие финансирования учреждения;
  • невозможность приостановить его деятельность до поступления денег.

Подобный подход встречается в практике, например, АС Северо-Кавказского, Дальневосточного и Северо-Западного округов. ВС РФ такой вывод пересматривать отказывался.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2023 по делу N А33-4271/2023